автор статьи
Муртазин Ленар
Существует сложившееся уже мнение, что франшиз много и выбор довольно тяжелый. На самом то деле когда начинаешь подбирать подходящее предложение и отметать тех, кто не берет трубки, у кого плохие отзывы, то остается совсем мало актуальных бизнес моделей. Сегодня рассмотрим тот вариант, что после анализа вы выявили для себя 2-3 фаворитов и хотите определиться с кем работать.
Подробнее вы можете узнать здесь.
Исходя из нашего 10-летнего опыта работы мы выявили минимальные критерии, которым должны соответствовать бизнесы. Поверьте, многие бренды сразу отсекутся после этого списка.
1. Компания должна работать больше года
Необходимо, чтобы предприниматель отработал все сезоны, чтобы во время разработки финансовой модели он твердо знал, как именно будет вести себя компания в каждый из них.
Бывают случаи, когда к нам приходят предприниматели и говорят: «Мы проработали 6 месяцев, и у нас хорошие стабильные показатели». Мы понимаем, что компания не отработала год, и, что, например, летом будет непонятно, как поведет себя финансовая модель в условиях низкой покупательской способности. Возможно, что за это лето как раз и уйдут все запасы, которые они заработали за 6 месяцев. Таким клиентам мы советуем подождать, а через 5– 6 месяцев наши специалисты проанализируют все показатели, и можно будет начать процесс упаковки франшизы.
Бывают исключения, в нашей практике был ресторан, в который нас позвали на этапе технического открытия. Для справки, техническое открытие происходит за неделю до официального. Руководитель компании был готов вместе с открытием ресторана начать процесс подготовки к упаковке франшизы. Мы дали им рекомендации, как все описывать и что подготовить, чтобы в дальнейшем было проще упаковаться. Все внимательно изучили и сказали, что через год сможем начать процесс упаковки франшизы. Директор ресторана не стал долго ждать, позвонил через 6 месяцев и сказал, что они уже готовы. Мы ответили, что 6 месяцев мало для начала процесса упаковки, но статистика была обратной. Нас пригласили в гости, чтобы могли убедиться в том, что ресторан на 100% готов к упаковке. Руководитель компании вложил в открытие почти 6 млн руб., но уже через полгода окупил вложения, и в залах ресторана была стопроцентная заполняемость. Директор позвонил в июле, и уже тогда показатели оставались стабильно высокими, хотя в этот период не было основных клиентов ресторана – студентов, так как он находится недалеко от университетов. Естественно, что в период за сентябрь – октябрь спрос окажется еще выше. Мы понимали, что и выручка через 2–3 месяца будет рекордной. Поэтому смысла ждать еще 6 месяцев, чтобы убедиться в прибыльности компании, не было, и мы начали процесс подготовки.
К концу упаковки бизнеса во франшизу они начали зарабатывать уже около 2 млн руб. в месяц за счет студентов. На данный момент они продали франшизу в 12 городов России и успешно функционируют. Мы рады, что начали процесс упаковки раньше времени. Но это, скорее, исключение, чем закономерность.
Поэтому фиксируем: надо проработать год, чтобы получать стабильные результаты.
2. Необходимо учитывать наличие масштабируемой лидогенерации
Важно, чтобы работающий бизнес имел настраиваемый канал для привлечения клиентов. Это могут быть Call-центры, сайты с каталогами продукции, социальные сети, любой вид рекламы. Владельцу бизнеса предстоит передать канал продаж своему франчайзи, обучить его, чтобы лидогенерация работала и в другом городе. Поэтому обязательно должна быть масштабируемая лидогенерация, позволяющая взять все инструменты, которые использует франчайзер, и перенести в другой город. Причем все инструменты должны работать также на высоком уровне.
Например, в нашем городе есть ателье, достаточно крупное по своим масштабам. Оно работает много лет, у них есть онлайн и оффлайн курсы, шьют под заказ, ведут блог. Бизнес налажен, хорошо и стабильно работает. Но когда начали анализировать их лидогенерацию, то по факту обнаружили, что благодаря рекламе к ним приходит только 10 % клиентов. Все остальные узнают об ателье по сарафанному радио. Это личные контакты руководителя, других клиентов и так далее. Люди идут за счет личного бренда. Если мы возьмем это ателье и масштабируем, откроем в другом городе, то по факту эта структура будет работать только на 10 % от оборота, который дает лидогенерация. Мы отказались упаковывать, сказали, что нужно настроить лидогенерацию так, чтобы франчайзи могли получать клиентов из социальных сетей, рекламы. То есть даже самый успешный бизнес без правильно настроенной лидогенерации масштабировать не только сложно, но и противопоказано!
3. Бизнес должен быть построен на работе всей команды, а не одного лишь владельца бизнеса
Это не должен быть салон красоты, где владельцем является парикмахер с именем, который сам же работает и получает прибыль благодаря собственному бренду. Я называю такого рода предпринимательство «самозанятостью», где человек сам себе организовал рабочее место. Массажные и косметические салоны, в которых нет четкой организационной структуры, сложно масштабировать. Владельцу не следует работать самому на 100 % внутри бизнеса. Он может, например, занять должность генерального директора, чтобы находиться над всеми процессами компании, руководить.
4. Бизнес должен быть обязательно прибыльным, чтобы этот операционный плюс относительно инвестиций оказался логически интересным покупателям франшизы
Рассмотрим пример Наши партнеры владеют детским оздоровительным лагерем, который работает 10 месяцев в году. Инвестиции составляют 400 000 руб. Работает компания уже 3 года. Бизнес упорядоченный, с лидогенерацией, директор не находится внутри бизнес-процессов, у него есть управляющий. Кроме этого владелец без особых трудностей может сопровождать франчайзи, оказывая посильную помощь по запуску. Казалось бы, критерии неплохие, но при инвестициях в 400 000 руб. ежемесячный заработок составит 30–40 тысяч руб. То есть франчайзи нужно вложить 400 000 руб., чтобы заработать в год 100 000–150 000 руб. Хотя вы выходите в плюс, но по результатам такой бизнес никому не интересен. Упаковать можно, но не будет покупателей. А если и найдутся, то это Л. Н. Муртазин. «Франчайзинг. История на миллион.» 31 окажутся финансово неграмотные люди, которые только со временем поймут, что неправильно вложили свои деньги.
Выбор франшизы - это важное решение, которое определит ваш успех в бизнесе. Прежде чем принимать окончательное решение, уделите достаточно времени и внимания изучению всех аспектов выбора франшизы. Убедитесь, что франшиза соответствует вашим интересам, навыкам и финансовым возможностям.
Помните, что успешный старт вашего бизнеса зависит не только от выбора подходящей франшизы, но и от вашего усердия, преданности и умения принимать решения. Следуйте рекомендациям по выбору франшизы, но также не забывайте о своих индивидуальных целях и амбициях.
И помните, что даже с поддержкой и обучением франчайзера, успех вашего бизнеса будет зависеть от ваших усилий, трудолюбия и предпринимательского духа. Будьте готовы к трудностям, стройте свой бизнес с любовью и уверенностью, и ваша франшиза станет основой для успешного и процветающего предпринимательства.
Все права защищены.
® 2015-2024 Неко-Франч
ИП Муртазин Ленар Надилович
ОГРНИП: 321169000060970
ИНН: 164413712537
г. Казань, ул. Короленко, д. 28, оф. 1.1
г. Пенза, ул. Кузнецкая, д. 32
г. Астана, пр-т Абая, д. 13, оф. 214
г. Ташкент, пр-т Мустакиллик, д. 72а
Все права защищены.
® 2015-2024 Неко-Франч
ИП Муртазин Ленар Надилович
ОГРНИП: 321169000060970
ИНН: 164413712537
г. Казань, ул. Короленко, д. 28, оф. 1.1
г. Пенза, ул. Кузнецкая, д. 32
г. Астана, пр-т Абая, д. 13, оф. 214
г. Ташкент, пр-т Мустакиллик, д. 72а
Все права защищены.
® 2015-2024 Неко-Франч
ИП Муртазин Ленар Надилович
ОГРНИП: 321169000060970
ИНН: 164413712537
г. Казань, ул. Короленко, д. 28, оф. 1.1
г. Пенза, ул. Кузнецкая, д. 32
г. Астана, пр-т Абая, д. 13, оф. 214
г. Ташкент, пр-т Мустакиллик, д. 72а
Все права защищены.
® 2015-2024 Неко-Франч
ИП Муртазин Ленар Надилович
ОГРНИП: 321169000060970
ИНН: 164413712537
г. Казань, ул. Короленко, д. 28, оф. 1.1
г. Пенза, ул. Кузнецкая, д. 32
г. Астана, пр-т Абая, д. 13, оф. 214
г. Ташкент, пр-т Мустакиллик, д. 72а